Поговорили со Светланой Енгалычевой, владелицей цветочного магазина в небольшом подмосковном городе. Светлана ушла из международной корпорации, чтобы открыть свое дело и перестать беспокоиться о том, чем заняться на пенсии
Флористический салон в Ступино, Подмосковье. Открылись в сентябре 2016 года
Выручка в месяц: 250 000-400 000 ₽
Средний чек: 1000 ₽
Количество чеков в месяц: от 100 до 200 (есть сезонность)
Прибыль в месяц: 0-50 000 ₽
Количество магазинов: 1
Идея и открытие
— Расскажи, чем ты занималась до того, как решила пойти в цветочный бизнес?
— Я 15 лет работала на крупном международном производстве в отделе качества. Как сейчас помню — 2015 год, мне перестали давать новые интересные проекты, стало скучно и страшно. Через 10 лет пенсия. Когда она наступит, кем я буду? Я окажусь на улице. Решила, пока есть силы, энергия и интерес, попробовать построить что-то свое.
— Почему цветы?
Я получала образование ботаника, защищала кандидатскую. Но поскольку последние 15 лет жила в небольшом городе без научных институтов и ботанических садов, стала думать, где еще можно соприкасаться с растениями и работать с ними. На ум пришел ландшафтный дизайн, а потом и флористика.
— И какой был твой первый шаг в этом направлении?
Я выбрала ландшафтный дизайн и пошла учиться на курсы в «Цветущую Планету». Это крупный учебный центр в Москве, который давал дипломы «специалист и дизайнер сада» с возможностью дальнейшего преподавания. Учеба длилась год. Там я познакомилась с коллегой из своего города, и мы начали делать первые проекты вместе. За первый сезон мы сделали озеленение для библиотеки в Новой Москве, поучаствовали в Пикнике Афиши, оформили два пригородных участка и один ресторан в центре Москвы.
За это время увидела все минусы работы: экстремальная физическая нагрузка, сезонность и высокий порог входа. Уходить с работы в такой бизнес я не была готова.
С дочерью и коллегой оформляем летнюю веранду и фасад для ресторана «Грузин» на Тверской. Сотрудничаем с этим местом до сих пор, хотя озеленение очень трудоемкое: везти цветы приходится на двух машинах, а потом поднимать мешки с землей на второй этаж. В первый раз на работу потребовалось три дня, сейчас справляемся за 8-10 часов
— Как ты находила время на эти проекты? Это параллельно с работой было?
В то время да, совмещала. Выходные были забиты учебой, отрисовкой проектов, выездами на участки.
— Что было дальше?
Я начала искать, чем дополнить работу ландшафтного дизайнера в несезон. Мне порекомендовали одного преподавателя по флористике, и я постепенно втянулась. Это очень творческое занятие.
Флористика — это не только букеты. Мне нравится делать сложные проекты из растительных материалов — например, такое платье мы с коллегой создали для международной выставки «Цветы 2018»
— Когда ты шла на курсы, ты думала о том, что будешь открывать магазин?
— Нет, я думала о проектной работе — оформлении мероприятий, свадеб. Возможно, что буду пробовать продавать букеты через интернет. О магазине тогда я не думала совсем.
— Что поменялось?
Довольно быстро стало понятно, что нормальный оборот в маленьком городе невозможен без своей точки — цветы с закупки не успевают продаваться через интернет. Реклама в социальных сетях не работала так хорошо, как хотелось бы. Ориентироваться на Москву я не могла — слишком далеко ездить. Я оказалась в тупике, долго не могла решиться.
— Что помогло тебе принять решение?
Близкие. Сама я бы никогда не раскачалась. Мы открывали первую точку с дочкой и ее подругой. Они молодые, смелые, быстро принимали решения, убедили меня попробовать, а по ходу дела решать, что дальше.
— Расскажи про вашу первую точку?
Начали мы не с магазина, а с маленького киоска, потому что хотели как можно быстрее посмотреть на спрос и внутреннюю кухню бизнеса, минимизировать расходы на запуск и аренду. Для начала мы обратились к дизайнеру, который разработал для нас логотип, фирменный стиль и идеи по упаковке букетов.
Логотип и фирменный стиль для нас разработала знакомая девушка-дизайнер. Особенно пригодилась визуализация вывески и упаковки букетов
Заказали в столярной мастерской киоск в английском стиле и нашли для него место в проходном месте — новом здании центрального рынка. Сняли небольшой пятачок в 12 м2. Обустроили мастерскую в нашем загородном доме, установили там цветочный холодильник, и сделали первую закупку. Они была дикая по объему, я до сих пор так не закупаюсь за раз — мы потратили 50 000 рублей. Но распродали все почти без потерь, потому что устроили скидочную акцию в честь открытия. Так о нас начали узнавать первые клиенты.
Бюджет на запуск — 177 000 ₽
Фирменный стиль
18 000 ₽
Изготовление и сборка киоска
44 000 ₽
Маленький холодильник в киоск
18 000 ₽
Большой холодильник в мастерскую
50 000 ₽
Взнос за аренду
8 000 ₽
Первая закупка цветов и упаковки
50 000 ₽
Вывеска
4 000 ₽
— Когда вы открылись?
16 августа 2016 года. Задача была запуститься к 1 сентября, но открылись мы заранее, успели проработать две недели и собрать предзаказы. В первый месяц мы вышли в плюс — прибыль в сентябре составила 27 000 ₽.
Подумали — ну все, мы на коне. Довольно глупо с нашей стороны. Мы совсем не учли, как сильно цветочный бизнес зависит от сезона и праздников.
Первые покупатели в киоске. Композицию на фотографии слева разыграли в Инстаграме. Справа — монобукеты из роз, на которые действовала скидочная акция в день открытия
— Что покупали у вас лучше всего?
Шляпные коробки с цветами, композиции в ящиках и небольшие букеты 500-700 ₽ в брендовой упаковке. Средний чек в киоске был 1200 ₽.
— Сколько времени вы проработали на том месте?
Недолго. Уже в ноябре стало понятно, что успех 1 сентября не повторится в ближайшие месяцы. Вдень мы зарабатывали от 1500 до 8000 ₽, это мало. Место оказалось не таким уж проходным. Пока рынок был на реконструкции, местные отвыкли сюда ходить. Еще мы столкнулись с проблемой микроклимата. Наш киоск располагался у входа: когда открывались двери, работники и цветы мерзли.
Добавьте к этому тепловую пушку, которая дула в сторону цветов — условия для хранения самые неподходящие. Так мы приняли решение съехать.
— Вы нашли новое место под киоск?
Нет, мы решили открыть полноценный магазин и увеличивать обороты. Нашли помещение в 30м2, с более высокой арендой, зато в спальном районе. 1500 ₽ за м2 стоила аренда помещения под магазин в новом месте. Пришлось потратиться на оборудование, стеллажи и заполнение пустых полок. Расширение обошлось нам в 270 000 ₽. Вложились пополам с бизнес-партнером — подругой дочери.
Затраты на открытие салона — 270 000
Большой холодильник-витрина
110 000 ₽
Стеллажи внутрь холодильника на заказ
30 000 ₽
Мебель в ИКЕА: стеллажи, тумбы, столы
80 000 ₽
Закупка дополнительных материалов и цветов
50 000 ₽
ФОТО МАГАЗИНА СНАРУЖИ И ВНУТРИ
— Что изменилось с открытием магазина?
Жить стало сложнее, но интереснее. Мы смогли расширить и изменить ассортимент. В киоске продавались только готовые букеты и несколько видов срезанных цветов: розы и разные экзотические виды. В магазине мы отдали половину пространства горшечным растениям, кашпо, декору. Ассортимент срезанных растений упростили в угоду спроса — перестали брать редкие цветы, которые никто не покупает, добавили гвоздик и хризантем. Это самые востребованные цветы, и из них тоже можно делать интересные букеты. Мы с самого начала хотели отличаться качеством букетов и флористической работы. Я до сих пор обучаюсь на флориста в главной школе страны, Николь.
На занятиях в школе флористики. Обучение длится два года, в конце сдаешь экзамен на два диплома — внутренний и международный
— Получается, вы уже второй год работаете в полноценном формате? Какая динамика у бизнеса?
Да, второй год пошел. С тех пор мы расстались с партнером, теперь за все процессы отвечаю я сама, помогает муж и сын. Сейчас становится понятно, что многое можно оптимизировать, улучшить. Но я только учусь вести учет, анализировать конкурентов и бизнес.
— А сколько у вас конкурентов на город?
У нас где-то 8 цветочных салонов, где делают авторские букеты. Еще цветы продают в небольших ларьках и на рынке. И кажется, что на город в 100 000 человек это очень много.
— Как вы рекламируете свой салон в городе?
Мы пробовали разное, от таргетированной рекламы до радио. Оно, кстати, работает лучше всего. Пара десятков заказов в месяц приходят через Инстаграм и Вконтакте. Флаеры со скидками, которые мы раскладывали в подъездах и у партнеров, ни разу не окупились.
В маленьком городе не работают вещи, которые могут сработать в большом.
— Стали ли вы больше зарабатывать, когда стали салоном?
Не сразу, но да. У нас появились постоянные клиенты из администрации, даже соседних городов. Но к устойчивой прибыли мы так и не смогли прийти, болтаемся в районе нуля или небольшого минуса. Минимальный дневной доход у нас не бывает меньше 4000 ₽ в самый низкий сезон — это летние месяцы и октябрь-ноябрь.
Про сезонность
— Какие высокие сезоны есть в работе флориста?
8 марта на первом месте, это самый жаркий праздник. Потом идут выпускные в конце мая. Летом наступает затишье. Потом черед 1 сентября. В ноябре — День Матери, затем Новый Год. День святого Валентина пока так и не стал популярным, зато все чаще у нас спрашивают про букеты на 23 февраля.
У нас так часто спрашивают про букеты для мужчин, что пришлось добавить в ассортимент такой «мужской» набор. Первый селедочный букет сделали на заказ и выложили в Инстаграм — сразу посыпались заказы
— Если взять эти высокие сезоны, как меняется выручка?
В этом году за 8 марта мы заработали 400 000 ₽, отработали с прибылью в 120 000 ₽. Люди, не знакомые с флористикой, думают, что 8 марта кормит год. Это нереалистичные представления. С 7 по 9 марта можно сделать полторы месячной выручки магазина, редко — больше.
— А если сравнить с выручкой в другие месяцы?
У меня выручка варьируется от 250 000 ₽ до 400 000 ₽ в месяц.
— С какими проблемами ты сейчас сталкиваешься?
Цветы не хранятся долго. Закупку надо обновлять раз в три дня. Много отходов, надо придумывать, что с ними делать. Еще мы сильно зависим от сезона, а за последний год упал средний чек, люди стали меньше тратить на цветы.
Ежемесячные расходы
— Как устроены закупки в магазине? Сколько ты тратишь в месяц на цветы?
Около 100 000 ₽ в месяц на срезанные цветы, 40 000 ₽ — горшечные. Остальное уходит на аренду и закупку упаковочных материалов, декора.
Ежемесячные расходы — 225 000 ₽
Аренда
45 000 ₽
Закупка срезанных цветов
100 000 ₽
Закупка горшечных цветов
40 000 ₽
Закупка декора и упаковочных материалов
40 000 ₽
ФОТО С ПОЛКАМИ И ХОЛОДИЛЬНИКОМ
— Ты сама ездишь на закупки?
У меня есть местный поставщик, который привозит свежие цветы раз в неделю. Эти цветы составляют 80% ассортимента. Иногда приходится докупать что-то — тогда я или муж ездим на оптовую базу.
Про партнеров
— Расскажи, как развивались отношения с партнером? В какой момент вы расстались и почему?
У нас разошлись взгляды на развитие бизнеса, когда появился стабильный поток заказов. Партнер хотел больше заниматься свадьбами, авторскими букетами, творческими направлениями. Меня же больше волновала стабильность и увеличение прибыли.
К счастью, острого конфликта у нас не было, мы выкупили часть бизнеса партнера после того как вместе ударно отработали 8 марта 2017 года.
— Стала бы ты запускаться вдвоем теперь?
С партнером удобно начинать. Вы можете ездить в отпуск, работать посменно и по очереди делать закупки. Есть кому подставить плечо. Но это работает только при четком разделении обязанностей. Скажу банальную, но важную вещь — договаривайтесь о рабочем и финансовом вкладе на берегу.
А главное, будьте внутренне готовы к тому, что ваши дороги разойдутся. Это не страшно, просто один их этапов пути. Зато без партнера я бы не смогла начать.
— Какие были последствия от разделения, кроме возросшей нагрузки?
Часть клиентов отвалилась, но это единицы, которые не сильно сказались на доходах.
— А если говорить о партнерах из смежных областей?
Такие партнерства нужно постоянно развивать и поддерживать. Она дают идеи, вдохновение, новых клиентов. Например, сейчас я сотрудничаю с пекарней «Ромбабушка». Мы делаем совместные продукты, наборы с цветами и сладостями. Их хорошо покупают на праздники.
Подарочный набор с кофе и домашним печеньем от пекарни «Ромбабушка». Клиенты считают, что такой подарок полезнее, чем просто цветы — его хотя бы можно съесть
Про планы
— Какие у тебя планы по развитию магазина?
До сих пор мы вели учет в тетради, не использовали никаких специальных программ. Это неудобно: нужно многое держать в голове, есть только приблизительное представление о том, что хорошо продается, а что — нет. За лето я собираюсь перейти на складской учет в программе Сабтотал. Денежный учет буду вести в таблице — сводить доходы и расходы мне помогает сын. Ему всего тринадцать, но он хорошо ориентируется в наших цифрах. Я плачу ему небольшую зарплату за работу в магазине, мы отличная команда.
Еще я понимаю, что мне нужно меньше времени проводить за прилавком, больше — за планированием.
Для этого мне нужно найти и обучить хорошего флориста. В ближайшие полгода попробуем оптимизироваться и выйти в стабильный плюс.