Блог
мая
19
мая

Поговорили со Светланой Енгалычевой, владелицей цветочного магазина в небольшом подмосковном городе. Светлана ушла из международной корпорации, чтобы открыть свое дело и перестать беспокоиться о том, чем заняться на пенсии

 

Цветочный магазин «Лаванда»

https://www.instagram.com/lavanda_studio

Флористический салон в Ступино, Подмосковье. Открылись в сентябре 2016 года

Выручка в месяц: 250 000-400 000 ₽

Средний чек: 1000 ₽

Количество чеков в месяц: от 100 до 200 (есть сезонность)

Прибыль в месяц: 0-50 000 ₽

Количество магазинов: 1

 

Идея и открытие

— Расскажи, чем ты занималась до того, как решила пойти в цветочный бизнес?

— Я 15 лет работала на крупном международном производстве в отделе качества. Как сейчас помню — 2015 год, мне перестали давать новые интересные проекты, стало скучно и страшно. Через 10 лет пенсия. Когда она наступит, кем я буду? Я окажусь на улице. Решила, пока есть силы, энергия и интерес, попробовать построить что-то свое.

 

— Почему цветы? 

Я получала образование ботаника, защищала кандидатскую. Но поскольку последние 15 лет жила в небольшом городе без научных институтов и ботанических садов, стала думать, где еще можно соприкасаться с растениями и работать с ними. На ум пришел ландшафтный дизайн, а потом и флористика. 

 

— И какой был твой первый шаг в этом направлении?

Я выбрала ландшафтный дизайн и пошла учиться на курсы в «Цветущую Планету». Это крупный учебный центр в Москве, который давал дипломы «специалист и дизайнер сада» с возможностью дальнейшего преподавания. Учеба длилась год. Там я познакомилась с коллегой из своего города, и мы начали делать первые проекты вместе. За первый сезон мы сделали озеленение для библиотеки в Новой Москве, поучаствовали в Пикнике Афиши, оформили два пригородных участка и один ресторан в центре Москвы.

За это время увидела все минусы работы: экстремальная физическая нагрузка, сезонность и высокий порог входа. Уходить с работы в такой бизнес я не была готова. 

 

С дочерью и коллегой оформляем летнюю веранду и фасад для ресторана «Грузин» на Тверской. Сотрудничаем с этим местом до сих пор, хотя озеленение очень трудоемкое: везти цветы приходится на двух машинах, а потом поднимать мешки с землей на второй этаж. В первый раз на работу потребовалось три дня, сейчас справляемся за 8-10 часов

 

— Как ты находила время на эти проекты? Это параллельно с работой было?

В то время да, совмещала. Выходные были забиты учебой, отрисовкой проектов, выездами на участки. 

 

— Что было дальше?

Я начала искать, чем дополнить работу ландшафтного дизайнера в несезон. Мне порекомендовали одного преподавателя по флористике, и я постепенно втянулась. Это очень творческое занятие.

 

Флористика — это не только букеты. Мне нравится делать сложные проекты из растительных материалов — например, такое платье мы с коллегой создали для международной выставки «Цветы 2018»

 

— Когда ты шла на курсы, ты думала о том, что будешь открывать магазин?

— Нет, я думала о проектной работе — оформлении мероприятий, свадеб. Возможно, что буду пробовать продавать букеты через интернет. О магазине тогда я не думала совсем. 

 

— Что поменялось?

Довольно быстро стало понятно, что нормальный оборот в маленьком городе невозможен без своей точки — цветы с закупки не успевают продаваться через интернет. Реклама в социальных сетях не работала так хорошо, как хотелось бы. Ориентироваться на Москву я не могла — слишком далеко ездить. Я оказалась в тупике, долго не могла решиться.

 

— Что помогло тебе принять решение?

Близкие. Сама я бы никогда не раскачалась. Мы открывали первую точку с дочкой и ее подругой. Они молодые, смелые, быстро принимали решения, убедили меня попробовать, а по ходу дела решать, что дальше.

 

— Расскажи про вашу первую точку?

Начали мы не с магазина, а с маленького киоска, потому что хотели как можно быстрее посмотреть на спрос и внутреннюю кухню бизнеса, минимизировать расходы на запуск и аренду. Для начала мы обратились к дизайнеру, который разработал для нас логотип, фирменный стиль и идеи по упаковке букетов. 

 

Логотип и фирменный стиль для нас разработала знакомая девушка-дизайнер. Особенно пригодилась визуализация вывески и упаковки букетов 

 

Заказали в столярной мастерской киоск в английском стиле и нашли для него место в проходном месте — новом здании центрального рынка. Сняли небольшой пятачок в 12 м2. Обустроили мастерскую в нашем загородном доме, установили там цветочный холодильник, и сделали первую закупку. Они была дикая по объему, я до сих пор так не закупаюсь за раз — мы потратили 50 000 рублей. Но распродали все почти без потерь, потому что устроили скидочную акцию в честь открытия. Так о нас начали узнавать первые клиенты.

 

Бюджет на запуск — 177 000 ₽

Фирменный стиль
18 000 ₽
Изготовление и сборка киоска
44 000 ₽
Маленький холодильник в киоск
18 000 ₽
Большой холодильник в мастерскую      
50 000 ₽
Взнос за аренду
8 000 ₽
Первая закупка цветов и упаковки
50 000 ₽
Вывеска
4 000 ₽

 

— Когда вы открылись?

16 августа 2016 года. Задача была запуститься к 1 сентября, но открылись мы заранее, успели проработать две недели и собрать предзаказы. В первый месяц мы вышли в плюс — прибыль в сентябре составила 27 000 ₽.

Подумали — ну все, мы на коне. Довольно глупо с нашей стороны. Мы совсем не учли, как сильно цветочный бизнес зависит от сезона и праздников.

 


Первые покупатели в киоске. Композицию на фотографии слева разыграли в Инстаграме. Справа — монобукеты из роз, на которые действовала скидочная акция в день открытия

 

— Что покупали у вас лучше всего?

Шляпные коробки с цветами, композиции в ящиках и небольшие букеты 500-700 ₽ в брендовой упаковке. Средний чек в киоске был 1200 ₽.

 

— Сколько времени вы проработали на том месте?

Недолго. Уже в ноябре стало понятно, что успех 1 сентября не повторится в ближайшие месяцы. В день мы зарабатывали от 1500 до 8000 ₽, это мало. Место оказалось не таким уж проходным. Пока рынок был на реконструкции, местные отвыкли сюда ходить. Еще мы столкнулись с проблемой микроклимата. Наш киоск располагался у входа: когда открывались двери, работники и цветы мерзли.

Добавьте к этому тепловую пушку, которая дула в сторону цветов — условия для хранения самые неподходящие. Так мы приняли решение съехать.

 

— Вы нашли новое место под киоск?

Нет, мы решили открыть полноценный магазин и увеличивать обороты. Нашли помещение в 30м2, с более высокой арендой, зато в спальном районе. 1500 ₽ за м2 стоила аренда помещения под магазин в новом месте. Пришлось потратиться на оборудование, стеллажи и заполнение пустых полок. Расширение обошлось нам в 270 000 ₽. Вложились пополам с бизнес-партнером — подругой дочери.


Затраты на открытие салона — 270 000

Большой холодильник-витрина    
110 000 ₽
Стеллажи внутрь холодильника на заказ
30 000 ₽
Мебель в ИКЕА: стеллажи, тумбы, столы   
80 000 ₽
Закупка дополнительных материалов и цветов         
50 000 ₽

 

ФОТО МАГАЗИНА СНАРУЖИ И ВНУТРИ

 

— Что изменилось с открытием магазина?

Жить стало сложнее, но интереснее. Мы смогли расширить и изменить ассортимент. В киоске продавались только готовые букеты и несколько видов срезанных цветов: розы и разные экзотические виды. В магазине мы отдали половину пространства горшечным растениям, кашпо, декору. Ассортимент срезанных растений упростили в угоду спроса — перестали брать редкие цветы, которые никто не покупает, добавили гвоздик и хризантем. Это самые востребованные цветы, и из них тоже можно делать интересные букеты. Мы с самого начала хотели отличаться качеством букетов и флористической работы. Я до сих пор обучаюсь на флориста в главной школе страны, Николь.

 

На занятиях в школе флористики. Обучение длится два года, в конце сдаешь экзамен на два диплома — внутренний и международный

 

— Получается, вы уже второй год работаете в полноценном формате? Какая динамика у бизнеса?

Да, второй год пошел. С тех пор мы расстались с партнером, теперь за все процессы отвечаю я сама, помогает муж и сын. Сейчас становится понятно, что многое можно оптимизировать, улучшить. Но я только учусь вести учет, анализировать конкурентов и бизнес.

 

— А сколько у вас конкурентов на город? 

У нас где-то 8 цветочных салонов, где делают авторские букеты. Еще цветы продают в небольших ларьках и на рынке. И кажется, что на город в 100 000 человек это очень много.

 

— Как вы рекламируете свой салон в городе?

Мы пробовали разное, от таргетированной рекламы до радио. Оно, кстати, работает лучше всего. Пара десятков заказов в месяц приходят через Инстаграм и Вконтакте. Флаеры со скидками, которые мы раскладывали в подъездах и у партнеров, ни разу не окупились.

В маленьком городе не работают вещи, которые могут сработать в большом. 

 

— Стали ли вы больше зарабатывать, когда стали салоном?

Не сразу, но да. У нас появились постоянные клиенты из администрации, даже соседних городов. Но к устойчивой прибыли мы так и не смогли прийти, болтаемся в районе нуля или небольшого минуса. Минимальный дневной доход у нас не бывает меньше 4000 ₽ в самый низкий сезон — это летние месяцы и октябрь-ноябрь. 

 

Про сезонность

— Какие высокие сезоны есть в работе флориста?

8 марта на первом месте, это самый жаркий праздник. Потом идут выпускные в конце мая. Летом наступает затишье. Потом черед 1 сентября. В ноябре — День Матери, затем Новый Год. День святого Валентина пока так и не стал популярным, зато все чаще у нас спрашивают про букеты на 23 февраля.


У нас так часто спрашивают про букеты для мужчин, что пришлось добавить в ассортимент такой «мужской» набор. Первый селедочный букет сделали на заказ и выложили в Инстаграм — сразу посыпались заказы

 

— Если взять эти высокие сезоны, как меняется выручка?

В этом году за 8 марта мы заработали 400 000 ₽, отработали с прибылью в 120 000 ₽. Люди, не знакомые с флористикой, думают, что 8 марта кормит год. Это нереалистичные представления. С 7 по 9 марта можно сделать полторы месячной выручки магазина, редко — больше.

 

— А если сравнить с выручкой в другие месяцы?

У меня выручка варьируется от 250 000 ₽ до 400 000 ₽ в месяц.

 

— С какими проблемами ты сейчас сталкиваешься?

Цветы не хранятся долго. Закупку надо обновлять раз в три дня. Много отходов, надо придумывать, что с ними делать. Еще мы сильно зависим от сезона, а за последний год упал средний чек, люди стали меньше тратить на цветы.

 

Ежемесячные расходы

— Как устроены закупки в магазине? Сколько ты тратишь в месяц на цветы?

Около 100 000 ₽ в месяц на срезанные цветы, 40 000 ₽ — горшечные. Остальное уходит на аренду и закупку упаковочных материалов, декора.

 

Ежемесячные расходы — 225 000 ₽

Аренда
45 000 ₽
Закупка срезанных цветов
100 000 ₽
Закупка горшечных цветов
40 000 ₽
Закупка декора и упаковочных материалов     
40 000 ₽

 

ФОТО С ПОЛКАМИ И ХОЛОДИЛЬНИКОМ

 

— Ты сама ездишь на закупки?

У меня есть местный поставщик, который привозит свежие цветы раз в неделю. Эти цветы составляют 80% ассортимента. Иногда приходится докупать что-то — тогда я или муж ездим на оптовую базу.

 

Про партнеров

— Расскажи, как развивались отношения с партнером? В какой момент вы расстались и почему?

У нас разошлись взгляды на развитие бизнеса, когда появился  стабильный поток заказов. Партнер хотел больше заниматься свадьбами, авторскими букетами, творческими направлениями. Меня же больше волновала стабильность и увеличение прибыли. 

К счастью, острого конфликта у нас не было, мы выкупили часть бизнеса партнера после того как вместе ударно отработали 8 марта 2017 года.

 

— Стала бы ты запускаться вдвоем теперь? 

С партнером удобно начинать. Вы можете ездить в отпуск, работать посменно и по очереди делать закупки. Есть кому подставить плечо. Но это работает только при четком разделении обязанностей. Скажу банальную, но важную вещь — договаривайтесь о рабочем и финансовом вкладе на берегу. 

А главное, будьте внутренне готовы к тому, что ваши дороги разойдутся. Это не страшно, просто один их этапов пути. Зато без партнера я бы не смогла начать.

 

— Какие были последствия от разделения, кроме возросшей нагрузки?

Часть клиентов отвалилась, но это единицы, которые не сильно сказались на доходах. 

 

— А если говорить о партнерах из смежных областей? 

Такие партнерства нужно постоянно развивать и поддерживать. Она дают идеи, вдохновение, новых клиентов. Например, сейчас я сотрудничаю с пекарней «Ромбабушка». Мы делаем совместные продукты, наборы с цветами и сладостями. Их хорошо покупают на праздники.

 

Подарочный набор с кофе и домашним печеньем от пекарни «Ромбабушка». Клиенты считают, что такой подарок полезнее, чем просто цветы — его хотя бы можно съесть

 

Про планы

— Какие у тебя планы по развитию магазина?

До сих пор мы вели учет в тетради, не использовали никаких специальных программ. Это неудобно: нужно многое держать в голове, есть только приблизительное представление о том, что хорошо продается, а что — нет. За лето я собираюсь перейти на складской учет в программе Сабтотал. Денежный учет буду вести в таблице — сводить доходы и расходы мне помогает сын. Ему всего тринадцать, но он хорошо ориентируется в наших цифрах. Я плачу ему небольшую зарплату за работу в магазине, мы отличная команда.

Еще я понимаю, что мне нужно меньше времени проводить за прилавком, больше — за планированием.

Для этого мне нужно найти и обучить хорошего флориста. В ближайшие полгода попробуем оптимизироваться и выйти в стабильный плюс.

 

 

Tags: tag1, tag2, tag3
(1 vote. Average 5 of 5)
prev post next post
Latest posts
Leave a reply
Your email address will not be published. Required fields are marked *
Последние комментарии
by admin April 24, 2017
Hedge Funds This Year, Explained
by admin April 24, 2017
Hedge Funds This Year, Explained
by admin April 24, 2017
Hedge Funds This Year, Explained
Архив